image10105190

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» (В.А.Сухомлинский)

Актуальная проблема многих общеобразовательных учреждений на современном этапе развития школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа школьников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т. д. При этом имеются в виду дети с нормальным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ» (А.Маслоу)

«Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека». Дж.Равен

 «Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей». Т.Д. Дубовицкая

Существует несколько определений понятия «мотивация».

1) Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

2) Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

3) Мотивация – основное средство, которое даёт возможность повысить уровень заинтересованности учащихся в учебном процессе, позволяет повысить их личный творческий потенциал.

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы.

«Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин). Мотивы в обучении делятся на внешние и внутренние.

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • Избегание наказания.

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности;
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости для жизни;
  • Учение как возможность общения.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА УЧЕНИЯ

  • Смысл учения
  • Внутреннее отношение ученика к учению
  • Мотив учения – побудительная причина к действию
  • Постановка целей
  • Направленность ученика на выполнение действий
  • Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей
  • Эмоции
  • Интересы
  • Познавательно-эмоциональное отношение школьника учению

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Учителю важно понимать, что формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что еще интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям. Тогда эти элементы служат временным толчком к проявлению желательного поведения или его подкреплению. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя.

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Исходной должна стать следующая позиция в работе с проблемными детьми:

  • ребенок может познать окружающий предметный, природный и социальный мир;
  • ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.

Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению — различными.

Можно выделить несколько основных причин отсутствия мотивации к учению, нежелания учиться:

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Ученик учится русскому языку, и если мотив получить знания есть, то и учение пойдет впрок. Одной из причин отсутствия мотивации для того, чтобы хорошо знать предмет, является низкая самооценка. Разговор с собой: « Я – дурак. Я русский не знаю и никогда диктант не напишу даже на тройку. Как не старайся, а тесты по математике я тоже не напишу, за задачи по физике я даже браться не буду, ни одной формулы не помню. Вывод – зачем стараться?». Это достаточно распространенный тип учеников в школе, когда или дома, или друзья, или, чего греха таить, учитель выразили свое отношение к умственным способностям ребенка в унизительной форме, тем самым, внушив ему комплекс неполноценности. Низкая самооценка очень опасна, особенно в детском и юношеском возрасте, поскольку она задает программу поведения на всю оставшуюся жизнь.

  1. Отсутствие привлекательной цели, ориентация учебного материала на день завтрашний. Если в 8 классе говорить ребенку, что в 10 классе ему будет трудно писать контрольные по математике потому, что сейчас он не хочет научиться решать задачи по алгебре и решать квадратные уравнения, то это – слова на ветер. Удаленные последствия, типа: «Не поступишь в институт, будешь полы мыть», для детей не страшны, они этой ситуации не представляют, потому что в детстве кажется, что все плохое может случиться с кем угодно, только не с ним.
  2. Большой объём школьного материала, который нужно усвоить и запомнить; колоссальная избыточность учебного материала;
  3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни
  4. Однообразие жизни и учебного процесса
  5. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей; все в порядке с «кнутом» и недостаточно того, что называется «пряником».
  6. Обучение в одном классе детей с разным уровнем возможностей и способностей. В классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • имеется положительная обратная связь;
  • есть возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;
  • нужно стараться не навязывать учебных целей сверху. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  • Нужно стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  • Необходимо следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Учителя школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь  на имеющийся  жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Педагог должен методически грамотно работать не только с «одаренными» детьми, но и с учащимися, которые в силу сложившихся социальных, экономических, экологических и прочих обстоятельств нуждаются в специальном отношении. При организации деятельности таких учащихся на уроке от учителя требуется специальная методическая подготовка, знание методов и приемов, позволяющих одновременно с обучением детей вести работу коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и,  по словам А.С.Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойя

Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы.

Обязательным моментом работы является организация мониторинга с целью отслеживания динамики развития ребенка, возможности внесения дополнений и изменений в программу. Коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, предполагает преимущественное использование индивидуальных форм взаимодействия с ребенком, позволяющих учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности. В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации учащихся. В ходе данной работы учитель ориентируется на предыдущие успехи данного ученика, усиливая адекватные критические суждения самого ученика, и применяет комментирование своей оценки. Оказание помощи ребенку происходит по принципу от минимальной к максимальной (стимулирующая, направляющая, обучающая). Работа педагога, прямо направленная на формирование и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды действий:

  • создание условий для появления мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
  • актуализация сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
  • коррекция дефектных мотивационных установок;
  • изменение внутреннего отношения ребенка как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, предполагает преимущественное использование индивидуальных форм взаимодействия с ребенком, позволяющих учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности.

 Особое внимание нужно уделить усилению практической направленности предмета, выделению существенных признаков изучаемого материала, опоре на жизненный опыт ребенка, использование межпредметных связей, соблюдение принципа необходимости и достаточности, систематический контроль за познавательной деятельностью и эмоционально-волевой регуляцией поведения ученика с целью оказания своевременной помощи в реализации индивидуальных возможностей и развития творческих способностей; использование методов и приемов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей

Оказание помощи ребенку происходит по принципу от минимальной к максимальной (стимулирующая, направляющая, обучающая).

На этапе завершения урока важно, чтобы ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Учитель показывает ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях, совместно с учениками анализируя пройденный материал и степень его усвоения. Это делает их мотивацию более адекватной и действенной.

Таким образом, говоря об актуальности изучаемого вопроса, нужно отметить, что при разработке плана работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учёбе, внимание в первую очередь необходимо обратить на 4-9 классы. При рассмотрении вопроса адаптации учащихся 5-х классов к обучению на второй ступени необходимо делать акцент на необходимости работы с проблемными учащимися, а также обращать особое внимание на соблюдение норм оценивания письменных работ учащихся и их устных ответов.

Для ведения продуктивного образовательного процесса с целью получения позитивных результатов необходимо наладить работу по реализации плана  «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

Цель работы: организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивации.

Задачи:

— Создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ.

— Сформировать умения и навыки учебной деятельности у учащихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

— Изучить информационный банк учителя о результатах учебной деятельности учащихся, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне урока.

— Определить уровень взаимодействия учителя-предметника с классными руководителями, социально-психологической службой школы, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

— Оценить теоретическую подготовленность учителя по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся.

— Наметить управленческие решения по регулированию деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

Вряд ли кто из педагогов скажет, что не любит детей. Так отчего же наша любовь так бессильна? Почему так мало радости дает она нам и детям? Ответ может быть выражен в иносказательной форме. Мы говорим о своей любви к цветам но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения. Любить ребенка — значит принимать и понимать его, а понимать — значит созидательно любить.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *