4.1  Самостоятельные части речи

Какие слова делают нашу речь ярче, образнее?

Можно предложить такую интересную игру для того, чтобы прочувствовать значение этих слов..

Взять любой текст, удалить из него прилагательные Не читая текста, предложить придумать любые прилагательные участникам игры и вставьте их в пропущенные места, где стояли имена прилагательные. Теперь прочтите получившийся текст. Получится очень смешная нелепица. Она проиллюстрирует важность этой части речи.

К сведению учителя (методические рекомендации к диафильму)

Задача диафильма—закрепить умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, уместно использовать их, предупредить некоторые характерные для учащихся ошибки (в образовании форм сравнительной и превосходной степеней, в смешении простой и составной форм, в постановке ударения).
В диафильме 3 фрагмента; первый используется после знакомства учащихся со сравнительной степенью прилагательных, второй и третий — на заключительном уроке.

Поиски омонимов (ещё одна игра)

Омонимами называются слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение, например: «коса» — заплетенные волосы и «коса» — сельскохозяйственное орудие.
Один из играющих выходит из комнаты. Остальные выбирают какой-нибудь омоним, имеющий три или четыре значения. Они договариваются между собой, кто какого значения будет придерживаться в своих ответах, когда отгадчик обратится к нему с вопросом.
Вернувшись, отгадчик обращается к каждому из играющих поочередно со следующими тремя вопросами: где ты его видел? Каким ты его видел? Каким он тебе нравится?
Допустим, задумано слово «ключ» (ключ от замка, ключ — родник и ключ нотный).
Один из играющих, предположим, ответит на эти вопросы так.
— В кармане, блестящим, маленьким.
Другой может ответить следующее:
— В горах, холодным, чистым.
Третий:
— На бумаге, красивым, кривым.
Ответы должны составляться так, чтобы они могли служить лишь намеком, но не раскрывать сразу задуманное слово.
Когда слово отгадано, удаляется из комнаты тот играющий, ответ которого помог отгадчику узнать задуманное слово.
Приводим небольшой список омонимов, которые могут быть использованы в игре: нос (у человека, передняя часть корабля, у чайника); вал (морской вал, насыпь земли, часть машины); лист (лист растения, бумаги, кровельного железа, фамилия композитора); полотно (материя, железнодорожное, материал для живописи масляными красками). (игра  из книги «Всегда всем весело» — Молодая гвардия. 1958г. Составитель Минскин Е.М.)

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *