Алексей Максимович Горький (Пешков) уделял огромное внимание литературе для детей. Кроме принципа социалистического реализма, другим основным требованием в теории детской литературы он считал занимательность детской книги, использование в детской литературе «побольше юмора, даже сатиры». Сатирическое изображение в детской литературе пороков и пережитков прошлого Горький считал одним из важных приемов воспитания. Он был убежден в том, что «социальные пороки должны быть показаны в легкой сатирической форме как отвратительные и смешные уродства». При этом круг детского чтения должен быть тематически разнообразным, охватывать самые различные области знания. Максим Горький призывал расширять кругозор ребенка, обогащать его реальными знаниями, пробуждать интерес к современности, воспитывать любовь к Родине, чувство интернационализма.

Рассказ «Встряска» (страничка из Мишкиной жизни) неразрывно связан с автобиографическими повестями Горького. В нем раскрывается суровая правда о жизни маленького труженика, рано познавшего социальную несправедливость. Сначала автор знакомит читателя с одним из редких счастливых дней Мишки, когда тот попадает на цирковое представление. Писатель рисует яркие картины, показывая их глазами Мишки. Психологически точно передает Горький размышления мальчика о завтрашнем дне, который упорно представлялся ему полным мрачного, безрадостного труда. Реальный день оказался еще более горьким: Мишку подвергли «встряске», страшной и оскорбительной расправе. Рассказ Горького  воспитывает в читателе горячую ненависть к несправедливому социальному строю, к унижению человека, разрушению радости детства.

В сказке «Про Иванушку-дурачка» обработан один из самых распространенных сюжетов русских народных сказок. Некоторые критики и исследователи даже считали ее пересказом народной социально — бытовой сказки. Но горьковский сказочный герой Иванушка не глуп, а простодушен. Он из числа тех чудаков, которые противостоят своей непрактичностью, непосредственностью мещанскому практицизму и расчетливости. Недаром Горький вводит в сказку диалог Иванушки и медведя о глупости. На утверждение медведя, будто Иванушка глуп, тот отвечает, что глупы только злые и жадные. «Глупы только злые и жадные» — к такому выводу приводит Горький и читателя. Добрые и бескорыстные выглядят дурачками только в их глазах. На самом деле, добрые и бескорыстные мудры в своей бесхитростности.

Сказка «Воробьишко» сначала появилась в сборнике сказок «Голубая книжка» в 1912 г. В занимательной форме описывая приключения маленького Пудика, автор поднимает серьезный вопрос о преемственности старшего и младшего поколений.

Ориентируясь на особенности восприятия маленьких детей, Горький показывает, как желторотый любопытный воробьишка Пудик знакомится с жизнью. Писатель учит ребенка внимательно присматриваться к окружающему, искать настоящие причины тех или иных событий. С доверием и юмором обращается Горький к маленькому читателю: «У воробьев как у людей: взрослые пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь живет своим умом». Сказка Горького близка к народному сказочному эпосу о животных. Писатель использует в ней распространенный в народных сказках прием очеловечения птиц и животных, при этом он сохраняет их реальные черты: воробьи летают, живут в листве, боятся кошки. Так, у Горького, как и в эпосе о животных, реальное соединяется с фантастическим. Точен и поэтичен язык сказки. Звукоподражания комически воспроизводят чириканье воробьев и в то же время служат средством обрисовки характера задорного фантазера — воробьишки: «— Чадо, чадо,— беспокоилась мать,— смотри,—  чебурахнешься!» «— Чем, чем?» — спрашивал Пудик. В сказке нет прямой морали, все движения сюжета, развитие образов помогают ребенку понять заблуждения Пудика, оценить храбрость и самоотверженность матери — воробьихи. Конкретно, зримо показана растерянность воробьишки, чуть не попавшего в лапы к кошке. «Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ножках и чирикает: «— Честь имею, честь имею…». Пудик приобретает мудрость, опыт, оказавшись активным участником жизни. «Всему сразу не научишься» — это признание Пудика доказывает, что он понял основное: следует доверять опыту взрослых, не судить необдуманно, не считать себя всезнайкой.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *