В статье «Человек, уши которого заткнуты ватой» (1930) Алексей Максимович Горький писал о потребностях детей в играх, в которые должны входить и словесные игры.
«Он играет и словом и в слове, именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологически называют «духом языка». Дух языка сохраняется в стихии народной речи. Легче всего дети постигают «красоту, силу и точность» родного языка «на забавных прибаутках, поговорках, загадках».

Предлагаем вам посмотреть занимательный диафильм и вспомнить затеи со словами из старого сборника обучающих игр.

Игра «Ставь под ударение»

Прежде чем начать игру, руководитель предлагает детям вспомнить знакомое им правило о правописании безударных гласных, а потом разучить и хором повторить его в стихах:

Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.

Затем руководитель называет одно за другим слова с безударными гласными, а они должны к каждому слову подобрать проверочные (т. е. изменить его так, чтобы безударный звук стал ударным) и произнести хором:

Приводим примерный список таких слов:

тропа — тропы

гора — горы

трава — травы

стена — стены

холода — холод

молоток — молот

садовник — сад

сторожа — сторож

старик — старец

река — речка

поля — поле

холмы — холм

голова — головы

борода — бороды

цена — цены

окно — окна

волна — волны

нога — ножка

листок — лист

бежать — бег

Игра «Поиски омонимов»

Омонимами называются слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение, например: «коса» — заплетенные волосы и «коса» — сельскохозяйственное орудие.

Один из играющих выходит из комнаты. Остальные выбирают какой-нибудь омоним, имеющий три или четыре значения. Они договариваются между собой, кто какого значения будет придерживаться в своих ответах, когда отгадчик обратится к нему с вопросом. Вернувшись, отгадчик обращается к каждому из играющих поочередно со следующими тремя вопросами: где ты его видел? Каким ты его видел? Каким он тебе нравится?

Допустим, задумано слово «ключ» (ключ от замка, ключ — родник и ключ нотный).
Один из играющих, предположим, ответит на эти вопросы так.
— В кармане, блестящим, маленьким.
Другой может ответить следующее:
— В горах, холодным, чистым.
Третий:
— На бумаге, красивым, кривым.

Ответы должны составляться так, чтобы они могли служить лишь намеком, но не раскрывать сразу задуманное слово. Когда слово отгадано, удаляется из комнаты тот играющий, ответ которого помог отгадчику узнать задуманное слово.

Приводим небольшой список омонимов, которые могут быть использованы в игре: нос (у человека, передняя часть корабля, у чайника); вал (морской вал, насыпь земли, часть машины); лист (лист растения, бумаги, кровельного железа, фамилия композитора); полотно (материя, железнодорожное, материал для живописи масляными красками).

Игра «Омонимы — загадки»

Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются… (иголки).

Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать… (ключ).

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю… (линейка).

Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают… (очки).

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей… (нос).

В лесу — с грибами,
В городе — на автораме… (кузов).

К розе он не подпускает,
Доски накрепко скрепляет. (шип).

В воде он медленно плывет,
В станке летает взад-вперед… (челнок).

Из разного бывает материала:
То из земли, то из воды, то из металла… (вал).

(Игры взяты из сборника: Минскин Е.М. «От игры к знаниям»: Пособие для учителя, Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР/ Москва.: «Просвещение», 1987).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *