Фрагмент 1. Когда появились знаки препинания

Знаете ли вы, ребята, что до конца XV века текст писали без промежутков между словами или делили его на нерасчлененные отрезки? Разделить на слова и прочитать такой текст было непросто. Раньше других знаков, в конце XV века, появилась точка. С ее помощью начали делить текст на предложения. В XVI веке к точке добавилось еще несколько знаков препинания. Какие же? Казалось бы, уже достаточно знаков, так нет, в XVII веке возник еще один. Вначале его называли «вместным». Как вы думаете, почему? В XVIII веке появились, наконец, остальные знаки препинания. Итак, три столетия понадобилось, чтобы сложилась система из десяти знаков. Перечислите их. Десять знаков препинания! Не много ли?! Прошло время, и все они получили общее признание. А вы согласны с тем, что нет лишних знаков?

Фрагмент 2. Я важней, чем прочие

Однажды знаки заспорили между собой, кто из них важней. Помните, как у Самуила Яковлевича Маршака в стихотворении «Знаки препинания»?

Фрагмент 3. Это было не раз

… Древнегреческий богач оставил очень странное завещание. Наследники, поняв его по-разному, долго спорили о том, как поступить: сделать из золота только пику или всю статую. Почему же возникли разногласия? Действительно, спора могло и не быть, если бы в завещании была поставлена запятая. А вот еще история. Известно, что великодушный король, к которому обратились за помилованием, на прошении написал: «Казнить нельзя помиловать!» Но секретарь второпях забыл поставить запятую.  А ведь от этого зависела жизнь человека.

Фрагмент 4. Как вы это поняли?

И в наши дни бывают «грамотеи», которые пишут так, что понять их трудно. Судите сами, с чем порой сталкиваются учителя в ваших работах. Вера Петровна, проверяя сочинения, обнаружила в одном такую фразу: «Брат сидел около теленка, который щипал траву и гладил его». В другой работе она увидела: «Я накрыл бабочку, которая опустилась на цветок ладонями». Здесь же оказалось и такое предложение: «У реки, где мы часто ловили рыбу на опушке леса, горел костер». Наблюдения и третьего ученика поразили учительницу: «По дороге, по которой промчался автомобиль босиком, бежал Мишка».

Вера Петровна читала дальше. Фантазия ребят казалась неистощимой: «Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо». Устав от проверки, учительница вышла на улицу. Подойдя к киоску, она увидела странную записку.

Фрагмент 5. Берегите знаки препинания

А бывают и такие истории…  О знаках препинания, которые растерял молодой человек, печальную историю рассказал  Александр Семёнович Каневский.  Как вы думаете, почему человек стал таким? Подобная история, грустная, но поучительная, может произойти с каждым, кто пишет попроще и покороче, избегая знаков препинания.

Ребята!
Если вы захотите расширить свои знания о пунктуации, обратитесь к этим книгам.

  1. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. «Секреты пунктуации».
  2. А. И. Зарецкий. «Материалы по занимательной грамматике русского языка».
  3. И. И. Постникова, Т. Н. Зинченко, М. П. Моранькова, И. М. Подгаецкая. «Это непростое простое предложение».
  4. Е. К. Мережинская, А. Ю. Гуревич. С. А. Зарицкий. «Занимательная грамматика».
  5. А. Т. Арсирий. «Материалы по занимательной грамматике русского языка». Часть 2.
  6. К. И. Чуковский. «Серебряный герб».

К сведению учителя (методические рекомендации)

Диафильм поможет расширить и углубить представления учащихся IV —VIII классов о знаках препинания, а также предупредить возможные пунктуационные ошибки. Пособие состоит из пяти фрагментов.
I и II могут быть использованы на вводных уроках по пунктуации в IV классе,
III и IV—целесообразно демонстрировать в VII —VIII классах при изучении сложноподчиненного и бессоюзного предложения, а кадры 21 — 24 — в VI классе при знакомстве с причастным оборотом.
V фрагмент рекомендуем показывать на обобщающем уроке в VII —VIII классах.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *