Код 7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Предложения с чужой речью. Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Способы передачи чужой речи. Для передачи чужой речи существуют следующие способы:
1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу»;
2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу;
3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.);
4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Предложения с прямой речью. Предложения с прямой речью включают слова автора и прямую речь. Прямая речь — это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создается впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи: А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.) В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъяв, и повелит, накл., местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы. Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений. Авторские слова обычно содержат глаголы со значением речи (говорить, спросить, воскликнуть и др.), указания на то, к кому обращена речь, при каких обстоятельствах она произносится и т. д. Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога. Диалог состоит из реплик, причём часто слова автора опускаются. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире:
— Не пойму, чего спрашиваете?
— Результат, говорю, какой от этих цветов? Вы же их не на продажу растите?
— В жизни ни единого цветка не продал! — торжественно ответил Николай Никитич.—  Только дарю. (К. Паустовский.)

Предложения с косвенной речью. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное — чужую речь. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью. Предложения с косвенной речью представляют собой разновидность сложноподчинённых с придаточными дополнительными. Они передают содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего. Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Придаточные, включающие косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются что, чтобы, ли: Мне сказали, что это был брат мой… (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)
Прямую речь можно заменить косвенной. Союз что употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение. Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.
Союз чтобы употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение. Сравните: Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.
Союз-частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ли или вообще не имеет вопросительных слов. Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Цитаты и способы цитирования. Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием. В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:
1) предложениями с прямой речью:
Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»;
2) предложениями с косвенной речью:
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою»;
3) предложениями с вводными словами:
По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:
Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Теоретический материал взят из учебника: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д./Русский язык.

8 комментариев

  1. Совершенно верно! Идея отличная, согласен с Вами.
    В учении нельзя останавливаться.
    Мне кажется это великолепная фраза: «Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше».

  2. Охотно принимаю. На мой взгляд, это актуально, буду принимать участие в обсуждении. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу.

  3. Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается

  4. Это самое лучшее, что я видел
    Прошу прощения, что вмешался… Но мне очень близка эта тема. Пишите в PM.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *