Демонстрационный вариант экзаменационной работы 2018 года по русскому языку в 9 классе.

Часть 1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2. Прочтите текст и выполните задания 2–15.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.
(5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».
(6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо.
(10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон.
– (15)Откройте верхний ящик комода.
(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.
(18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам.
(20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.
– (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите.
– (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
– (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку.
(30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место.
(32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
– (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка.
– (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны.
(40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети.
(42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну
… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня!
(48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня.
– (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
(52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.
(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война» и др._

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
    1) Это были копии, а не настоящие документы.
    2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
    3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
    4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
    Ответ: ___________________________.
  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
    1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
    2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
    3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
    4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
    Ответ: ___________________________.
  1. Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
    Ответ: ___________________________.
  1. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
    Ответ: ___________________________.
  1. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    Ответ: ___________________________.
  1. Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: ___________________________.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
    Ответ: ___________________________.
  1. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________.
  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
    – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
    Ответ: ___________________________.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
    Ответ: ___________________________.
  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
    – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.
    Ответ: ___________________________
  1. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________.
  1. Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 3. Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывании Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы ко 2-ой части

Номер задания/Правильный ответ

2  —   3
3  —   2
4  —  пришли
5   —  деревянная
6   —  пошептались <или> пошептали
7   —  шкатулка из дерева
8   —  создают
9   —  27
10   —  12 <или> 21
11   —  3
12   —  235 <или> любая другая последовательность этих цифр
13   —  4
14   —  53 

Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются задания КИМ на сайте ФИПИ.

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

  1. Фонетика
    1.1 Звуки и буквы
    1.2 Фонетический анализ слова
  1. Лексика и фразеология
    2.1 Лексическое значение слова
    2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы
    2.3 Фразеологические обороты
    2.4 Группы слов по происхождению и употреблению
    2.5 Лексический анализ
  1. Морфемика и словообразование
    3.1 Значимые части слова (морфемы)
    3.2 Морфемный анализ слова
    3.3 Основные способы словообразования
    3.4 Словообразовательный анализ слова
  1. Грамматика. Морфология
    4.1 Самостоятельные части речи
    4.2 Служебные части речи
    4.3 Морфологический анализ слова
  1. Грамматика. Синтаксис
    5.1 Словосочетание
    5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
    5.3 Второстепенные члены предложения
    5.4 Двусоставные и односоставные предложения
    5.5 Распространенные и нераспространенные предложения
    5.6 Полные и неполные предложения
    5.7 Осложненное простое предложение
    5.8 Сложное предложение
    5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
    5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями
    5.11 Способы передачи чужой речи
    5.12 Синтаксический анализ простого предложения
    5.13 Синтаксический анализ сложного предложения
    5.14 Синтаксический анализ (обобщение)
  1. Орфография
    6.1 Орфограмма
    6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
    6.3 Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц
    6.4 Употребление Ь и Ъ
    6.5 Правописание корней
    6.6 Правописание приставок
    6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
    6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
    6.9 Правописание падежных и родовых окончаний
    6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
    6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
    6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий
    6.13 Правописание НЕ и НИ
    6.14 Правописание служебных слов
    6.15 Правописание словарных слов
    6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
    6.17 Орфографический анализ
  1. Пунктуация
    7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
    7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении
    7.3 Знаки препинания при обособленных определениях
    7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
    7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах
    7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения
    7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
    7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
    7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
    7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании
    7.11 Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    7.12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    7.13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
    7.14 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
    7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
    7.16 Тире в простом и сложном предложениях
    7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях
    7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
    7.19 Пунктуационный анализ
  1. Речь
    8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
    8.2 Средства связи предложений в тексте
    8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи
    8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
    8.5 Анализ текста
    8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
  1. Языковые нормы
    9.1 Орфоэпические нормы
    9.2 Лексические нормы
    9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
    9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)
  1. Выразительность русской речи
    10.1 Анализ средств выразительности
  1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ОГЭ.

Умения, проверяемые на экзамене

  1. Различные виды анализа
    1.1 Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
    1.2 Определять тему, основную мысль текста, функционально смысловой тип текста или его фрагмента
    1.3 Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы
  1. Аудирование и чтение
    2.1 Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию)
    2.2 Читать тексты разных стилей и жанров
    2.3 Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
    2.4 Извлекать информацию из различных источников
    2.5 Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
  1. Письмо
    3.1 Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение)
    3.2 Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление)
    3.3 Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
    3.4 Владеть различными видами монолога и диалога
    3.5 Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
    3.6 Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному
    3.7 Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
    3.8 Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
    3.9 Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения
    3.10 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Помочь в повторении многих тем поможет сборник бесплатных видеоуроков по русскому языку (плейлист) портала InternetUrok.

Курс бесед Сергея Лихачева по русскому языку для «Первого образовательного канала» под рубрикой «Образование для всех». Общее название «Правописание для взрослых. Орфография».

В Интернете немало ресурсов посвящено ОГЭ

Предлагаем вам посмотреть разбор экзаменационных заданий на канале «Фоксворд»  по русскому языку в 9 классе в качестве образца. А заодно и повторить некоторые теоретические сведения.
Разбор проводит эксперт ЕГЕ, кандидат филологических наук, доцент Елена Леонидовна Шкляева. В представленном плейлисте подробно объяснено выполнение первых одиннадцати заданий. Чтобы развернуть меню плейлиста, необходимо кликнуть на три полосочки в верхнем левом углу видео.

А это плейлист молодой энтузиастки и репетитора по русскому языку Ирины Шульгиной, которая даёт полезные рекомендации о том, как лучше подготовиться к ОГЭ, если вы это делаете самостоятельно.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *