Заходим на сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и нажимаем в правой колонке кнопку «Итоговое сочинение».
В открывшемся окне перечислены темы сочинений с пояснениями, которые планируется предложить выпускникам в данном учебном году.
Здесь же говорится, о том, что работы оцениваются по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Остановимся на 2 и 3 пунктах. Слово «compositio» в переводе с латинского языка означает «сложение», «связывание», то есть оценивается выдержанность структуры сочинения, его логическая связанность составляющих частей.
Любая творческая работа подразумевает простейшую структуру, состоящую из трёх разделов:
- формулирование проблемы (вступление), которая вытекает из названия выбранной темы сочинения;
- решение этой проблемы (основная часть, которая может иметь несколько подпунктов);
- выводы (итоги и заключение).
Причём «основная часть» обычно составляет 90% от объёма всей работы и включает в себя изложение мыслей автора, дающих решение поставленной проблемы.
Авторские гипотезы должны быть подтверждены примерами из классической литературы, дающей поведенческие образцы во всевозможных ситуациях.
Цитаты из первоисточников в этой части должны либо сообщать новую информацию, либо продвигать повествование дальше, демонстрируя литературные познания автора.
Нельзя изменять в предложениях лицо, от имени которого ведется изложение.
Нежелательно использовать сложные синтаксические конструкции (замените их простыми предложениями, меньше будет ошибок).
Изучая литературные произведения следует делать цитатные планы, чтобы облегчить потом себе восстановление сюжета по памяти при необходимости и иметь материалы для написания сочинений. Для этого непосредственно из произведения выписываются цитаты, лучше всего характеризующие основные сцены и события, открывающие содержание глав и характеристики главных героев.
И ещё одна шпаргалочка — помогалочка: