В Крым часто приезжали знаменитые люди, чтобы поправить своё здоровье. Практически все русские писатели посещали Тавриду. Многие полюбили её и посвятили ей свои произведения. Об одном писателе хотелось бы рассказать поподробнее.
Константин Георгиевич Паустовский
В 1964 г. на гастроли в Москву приехала звезда Голливуда Марлен Дитрих.
Во время её выступления на сцене Центрального дома литераторов произошло невероятное событие. Всемирно известная актриса попросила подняться на сцену писателя Константина Георгиевича Паустовского, опустилась перед ним на колени и поцеловала ему руку. Марлен Дитрих писала: «Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».
Фотографию, запечатлевшую тот самый момент на сцене дома литераторов можно увидеть в Музей Паустовского в городе Старый Крым.
А что мы знаем о писателе? Помним всего лишь несколько его потрясающих рассказов, прочитанных ещё в школе и всё.
Жизнь писателя тесно связана с полуостровом. Первый раз он побывал в Алуште и в Севастополе ещё в возрасте 14 лет (в 1906 году).
«Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара», — пишет он в очерке «Воспоминание о Крыме».
Паустовский считал одним из своих главных литературных учителей Александра Степанович Грина. Он полюбил его произведения еще с гимназических лет – с того мгновения, как в тени киевского каштана читал рассказ Грина «Зурбаганский стрелок».
Приехав в Старый Крым в 1934 году, он с тех пор много раз бывал там. Музей Паустовского в Старом Крыму открылся в доме, где драматург жил в 1949 году.
В мае 1938 г. он писал:
«Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах… неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду…».
Крымские страницы нашли место во многих его произведениях.
В 1935 году Паустовский написал повесть «Черное море», задумав ее как «художественную энциклопедию» морского побережья. В тексте повести внимание писателя к специальным вопросам географии, океанографии, биологии, геологии, а также археологии и истории, оказалась настолько органичным, что читатель не ощущает при чтении ни малейших трудностей и даже не догадывается, что его порою весьма основательно «просвещают». Повесть «Черное море» при всей ее необычной оснащенности и завидной «грузоподъемности» кажется легкой и грациозной.
Константин Георгиевич Паустовский (31 мая 1892 г. – 14 июля 1968 г.) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист и военный корреспондент работал на заводах, был вожатым трамвая, братом милосердия на санитарном военном поезде во время Первой мировой войны, и даже рыбаком… Во время Великой Отечественной войны Паустовский был на фронте — военным корреспондентом, потом его перевели в ТАСС. Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился — все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.
«…Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».
Детские и юношеские годы писателя прошли в Киеве, зрелые в Москве – городе, где родился. Паустовский много путешествовал и об этом писал в своих произведениях. Его по праву считают певцом русской природы. Однако, с полной уверенностью можно говорить о Крыме, как о его малой родине.
Ещё хотелось бы рассказать об одном визите знаменитого писателя на полуостров.
Александр Сергеевич Пушкин
Это случилось осенью 1820 года. Александр Сергеевич Пушкин, путешествуя по Тавриде, заехал в город Бахчисарай. Там он с семьёй знаменитого кавалерийского генерала Н. Н. Раевского – героя Отечественной войны 1812 года, побывал в ханском дворце. В помещении дворца располагался «фонтан слез», установленный в честь погибшей возлюбленной хана Гирея, и Александр Сергеевич услышал печальную легенду о трагической судьбе юных красавиц гарема, которая вдохновила поэта на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан».
В верхнюю чашу «фонтана слёз» сотрудники музея ежедневно кладут две свежие розы: алую и белую, как напоминание о том, что великий поэт когда-то воспел в своих стихах крымскую легенду о любви и смерти:
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы»