Русский поэт и переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик Максимилиан Александрович Волошин (16.05.1877 – 11.08.1932) родился в Киеве.
Отец рано умер, воспитанием занималась мать — волевая и самобытная женщина. С четырех до шестнадцати лет — Москва; здесь — первые стихи, приобщение к природе. В 1893 г.— первый поворот в судьбе: переезд в Крым. А это Феодосия, с ее генуэзскими и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь, нагромождения древнего вулкана Карадаг. В 1897 г.— окончание гимназии и снова Москва: юридический факультет университета. В 1900 г.— второй поворот: высылка в Среднюю Азию за участие в студенческих забастовках. Там принял решение посвятить себя литературе.
Прибыв в Париж в марте 1901 года, он всерьез учится живописи, занимается в нескольких студиях и у русской художницы Кругликовой. Его стихи становятся четче и строже, обретают изобразительную силу и весомость.
В 1903 году он впервые опубликовал подборку своих стихотворений в журнале «Новый путь».
О вступлении России в первую мировую войну он писал:
«Взвивается стяг победный… Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной — Верной своей судьбе…»
Свою любовь к родине поэт доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходили григорьевцы и А. Н. Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею»».
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
(«На дне преисподней», 1922)
Волошин не занимал позицию стороннего наблюдателя. Он активно участвует в сохранении очагов культуры в Крыму и в просветительной работе новой власти.
В 1920 — 1922 гг. он колесит по Феодосийскому уезду «с задачей по охране художественных и культурных ценностей», читает курс о Возрождении в Народном университете, выступает с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподает на Высших командных курсах, участвует в организации Феодосийских художественных мастерских..
Однако самой значительной его социально-культурной акцией становится создание им «Дома поэта», своего рода первого в стране дома творчества. Это был летний приют преимущественно для интеллигенции.
В письме к Л. Б. Каменеву в ноябре 1924 г., обращаясь за содействием своему начинанию, Волошин объяснял: «Сюда из года в год приезжали ко мне поэты и художники, что создало из Коктебеля (рядом Феодосия) своего рода литературно-художественный центр. При жизни моей матери дом был приспособлен для отдачи летом в наем, а после ее смерти я превратил его в бесплатный дом для писателей, художников, ученых. Двери открыты всем, даже приходящему с улицы».
Волошину удалось в «расплавленные годы» гражданской найти такую точку зрения, которая была приемлема и для белых и для красных, удалось духовно встать «над схваткой».
А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими молюсь за тех и за других.
(«Гражданская войнам, 1919)
Он изобрёл способ включения всех в круг бескорыстия и любви:
«Не отдавайте давшему: отдайте иному,
Чтобы тот отдал другим», — призывал он.
Лишь тогда, по его мысли,
«даянье, брошенное в море
Взволнует души, ширясь, как волна…»
(«Бунтовщик», 1923).