imagesCамообразование — одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов. Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

05651143

Функции самообразования  (по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя                                            в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, реф­лексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специаль­ностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, пре­дупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы лич­ности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.  

Технология организации самообразовательной деятельности

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;
  • формы самообразования;
  • срок завершения работы;
  • предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классно­му часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель — профессия твор­ческая. Творческий человек не сможет из года в год ра­ботать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Долж­но появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, осо­бенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на уче­никах, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руково­дителю. Квалифицированный педагог в условиях описан­ной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие ка­тегории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, кото­рая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педаго­га в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении тех­никой и культурой умственного труда, в умении преодо­левать проблемы, самостоятельно работать над соб­ственным совершенствованием, в том числе профес­сиональным.

Основные принципы самообразования 

  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
  • вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

Источники самообразования

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области са­мообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические техноло­гии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей про­фессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области класси­ческой и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями со­временной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Виды деятель­ности, составляющие процесс самообразования

  • систематический просмотр определённых теле­передач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и пред­метной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподавае­мому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной слож­ности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со сто­роны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельно­сти по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных техноло­гий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спор­том, физическими упражнениями.

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования учителя на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);
  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потреб­ность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и са­моанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей про­фессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к реф­лексии. Педагогическая рефлексия является необходи­мым атрибутом учителя-профессионала (под рефлекси­ей понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятель­ности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поис­ковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому
    творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и про­фессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

  1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

  1. Творческая визитка педагога:
    Ф.И.О. педагога;
    образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

  1. Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

  1. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;
  • степень обоснованности содержащегося мате­риала;
  • глубину и практическую значимость материала;
  • наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;
  • способ подачи материала. 

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непре­менно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они по­лучились — положительными или отрицательными. Положительные резуль­таты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятель­ности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах: выступления на различных форумах, публикации, сообщения об опыте сво­ей работы через различные виды СМИ, собеседования с заинтересованны­ми людьми, участие в конкурсах, смотрах, реклама на концертах, КВН, вик­торины, методобъединения, открытые мероприятия и др.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *