Хозяйка медной горы — в легендах уральских горняков владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Считалась покровительницей рудокопов.
Фольклорный образ Хозяйки переработан П. П. Бажовым в сборнике сказов «Малахитова шкатулка».
… Пошли раз двое заводских на дальние покосы траву смотреть. Один молодой, другой постарше. Оба на горе в Гумешках железную руду добывали. Дошли до Красногорского рудника. В лесу так хорошо: птички поют, травы медом пахнут. Легли под рябиной, да сразу и уснули. Только вдруг молодой, — будто его кто в бок толкнул, — проснулся. Глядит, а перед ним у большого камня девушка сидит красоты необыкновенной. Коса иссиза-черная, на конце ленты — не то красные, не то зеленые. И все хохочет. Весело, видно, ей. «Да ведь это сама Хозяйка! — подумал парень.— Платье на ней из шелкового малахита. Надо бы ноги поскорее уносить». От стариков слыхал он, что Хозяйка эта — малахитница — любит над человеком мудрить…
1946 год
Фильм-сказка режиссёра Александра Птушко. Экранизация уральских сказов П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Дедушка Слышко рассказывает старую-старую сказку об удивительном резчике камня. Ещё в детстве Данила-мастер обучился тайнам искусной обработки камня. Каждая его работа вызывает всеобщее восхищение, в том числе и его невесты Катеньки. Но Данила не удовлетворён, он хочет достичь совершенства. Хозяйка Медной горы призывает мастера к себе в подземное царство, чтобы он создал каменный цветок, который будет неотличим от настоящего. Она полагает, что её красота, несметные богатства и возможность достижения высшего мастерства, заставят Данилу забыть о мире людей и вечно находиться в её власти. Хозяйке не удаётся покорить сердце мастера и она отпускает его наверх, где Катенька тщетно пытается найти любимого. С собой Данила уносит познанную им тайну камня.
Порой ничто так не возбуждает аппетит, как кислые физиономии врагов.