Фрагмент 1. Когда появились знаки препинания
Знаете ли вы, ребята, что до конца XV века текст писали без промежутков между словами или делили его на нерасчлененные отрезки? Разделить на слова и прочитать такой текст было непросто. Раньше других знаков, в конце XV века, появилась точка. С ее помощью начали делить текст на предложения. В XVI веке к точке добавилось еще несколько знаков препинания. Какие же? Казалось бы, уже достаточно знаков, так нет, в XVII веке возник еще один. Вначале его называли «вместным». Как вы думаете, почему? В XVIII веке появились, наконец, остальные знаки препинания. Итак, три столетия понадобилось, чтобы сложилась система из десяти знаков. Перечислите их. Десять знаков препинания! Не много ли?! Прошло время, и все они получили общее признание. А вы согласны с тем, что нет лишних знаков?
Фрагмент 2. Я важней, чем прочие
Однажды знаки заспорили между собой, кто из них важней. Помните, как у Самуила Яковлевича Маршака в стихотворении «Знаки препинания»?
Фрагмент 3. Это было не раз
… Древнегреческий богач оставил очень странное завещание. Наследники, поняв его по-разному, долго спорили о том, как поступить: сделать из золота только пику или всю статую. Почему же возникли разногласия? Действительно, спора могло и не быть, если бы в завещании была поставлена запятая. А вот еще история. Известно, что великодушный король, к которому обратились за помилованием, на прошении написал: «Казнить нельзя помиловать!» Но секретарь второпях забыл поставить запятую. А ведь от этого зависела жизнь человека.
Фрагмент 4. Как вы это поняли?
И в наши дни бывают «грамотеи», которые пишут так, что понять их трудно. Судите сами, с чем порой сталкиваются учителя в ваших работах. Вера Петровна, проверяя сочинения, обнаружила в одном такую фразу: «Брат сидел около теленка, который щипал траву и гладил его». В другой работе она увидела: «Я накрыл бабочку, которая опустилась на цветок ладонями». Здесь же оказалось и такое предложение: «У реки, где мы часто ловили рыбу на опушке леса, горел костер». Наблюдения и третьего ученика поразили учительницу: «По дороге, по которой промчался автомобиль босиком, бежал Мишка».
Вера Петровна читала дальше. Фантазия ребят казалась неистощимой: «Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо». Устав от проверки, учительница вышла на улицу. Подойдя к киоску, она увидела странную записку.
Фрагмент 5. Берегите знаки препинания
А бывают и такие истории… О знаках препинания, которые растерял молодой человек, печальную историю рассказал Александр Семёнович Каневский. Как вы думаете, почему человек стал таким? Подобная история, грустная, но поучительная, может произойти с каждым, кто пишет попроще и покороче, избегая знаков препинания.
Ребята!
Если вы захотите расширить свои знания о пунктуации, обратитесь к этим книгам.
- Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. «Секреты пунктуации».
- А. И. Зарецкий. «Материалы по занимательной грамматике русского языка».
- И. И. Постникова, Т. Н. Зинченко, М. П. Моранькова, И. М. Подгаецкая. «Это непростое простое предложение».
- Е. К. Мережинская, А. Ю. Гуревич. С. А. Зарицкий. «Занимательная грамматика».
- А. Т. Арсирий. «Материалы по занимательной грамматике русского языка». Часть 2.
- К. И. Чуковский. «Серебряный герб».
К сведению учителя (методические рекомендации)
Диафильм поможет расширить и углубить представления учащихся IV —VIII классов о знаках препинания, а также предупредить возможные пунктуационные ошибки. Пособие состоит из пяти фрагментов.
I и II могут быть использованы на вводных уроках по пунктуации в IV классе,
III и IV—целесообразно демонстрировать в VII —VIII классах при изучении сложноподчиненного и бессоюзного предложения, а кадры 21 — 24 — в VI классе при знакомстве с причастным оборотом.
V фрагмент рекомендуем показывать на обобщающем уроке в VII —VIII классах.