Великий русский писатель Денис Иванович Фонвизин жил в Ломоносовскую эпоху, учился в университете, основанном Михаилом Васильевичем, и был лично представлен ему. Пережил период пугачевской крестьянской войны с правительством Екатерины второй. Встречался в Париже с изобретателем и политиком Бенджамином Франклином.

Биография

Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792 гг.). Среди славных сынов отечества российского его место прочно и непоколебимо. Одним из первых поднял он свой голос, страстный и едкий, против самодержавного произвола, крепостничества, невежества. «Сатиры смелым властелином», «другом свободы» назвал его Пушкин.

Москва… Здесь прошло детство и отрочество Фонвизина, здесь он учился. Сначала в гимназии при университете, а затем – в Московском университете, основанном М. В. Ломоносовым. Учился хорошо. И вот, в числе лучших был привезён в Петербург «для показания основателю университета». Там юный Фонвизин встретился с отцом русской науки и впоследствии стал продолжателем его борьбы с косностью и невежеством.

Петербург очаровал мальчика своим величием и строгой красотой.

«Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр… Действия, произведённые во мне театром, почти описать невозможно». Он был восхищён яркой выразительной игрой Ф. Г. Волкова, И. А. Дмитревского и Я. Д. Шумского. Тогда же познакомился с ними. Особенно сильное впечатление произвёл на Фонвизина Волков, покорив его умом, талантом и сердечностью.

Эта поездка в Петербург решила судьбу будущего драматурга. Прошло всего четыре года‚ и на российской сцене была поставлена его первая комедия «Корион». Автору тогда шёл двадцатый год. Прошло ещё 5 лет‚ и о Фонвизине заговорили. B 1769 г. он закончил комедию «Бригадир». Ещё до напечатания она стала известна в писательских кругах и среди знати: её исполнял сам автор. Он был превосходный чтец, и слушатели не могли удержаться от смеха, когда перед ними, словно воочию, представали нахал и щеголь Иванушка, его невежественная мать, самодур отец (бригадир), плут и ханжа советник, старая кокетка советница.

Но Фонвизин был известен современникам не только как драматург. Огромной популярностью пользовались его сатирические басни и стихи, особенно «Послание к слугам моим…». В нём словами Ваньки даётся уничтожающая характеристика существующим порядкам:
«Да сверьх того ещё приметил я, что свет
Столь много времени неправдою живет…
Попы стараются обманывать народ,
Слуги дворецкого, дворецкие господ,
Друг друга господа, a знатные бояря
Нередко обмануть хотят и государя…»

Резкой, обличающей сатирой на социальную и политическую жизнь России стала и лучшая комедия Фонвизина «Недоросль». Писатель работал над ней много лет. Долгое время царская цензура запрещала её постановку. Наконец разрешение было получено. Деревянный театр на Царицыном Лугу в Петербурге. Здесь в 1782 г. состоялась  премьера.  Разрешения добился друг Фонвизина актёр Дмитревский, исполнявший роль Стародума. Шумскому была поручена роль Еремеевны. Успех «Недоросля» был ошеломляющим. По словам современника, публика «аплодировала пьесу метанием кошельков» на сцену. Любопытно, что надолго установилась традиция исполнения роли Еремеевны мужчиной.

«Недоросль» был последней пьесой, созданной Фонвизиным. В 1783 г. он пишет убийственную для Екатерины II и её двора «Всеобщую Придворную Грамматику».
Вопрос: «Что есть Придворная Грамматика?»
Ответ: «Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером».
Вопрос: «Что есть придворный падеж?»
Ответ: «Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным».
Екатерина II была взбешена столь предерзостным свободоязычием.
Она не могла круто расправиться с автором – мешала «чрезвычайная его известность». Тогда «просвещённая монархиня» запретила печатать Фонвизина. А сатирический памфлет расходился в многочисленных списках.
Фонвизин задумал издавать свой журнал. Но и он был запрещён. Екатерина могла торжествовать: талантливый писатель оказался по существу выброшенным из литературы. Фонвизин тяжело заболел и в декабре 1792 года умер.

Комедия «Недоросль»

Талант Фонвизина как драматурга наиболее ярко раскрылся в сатирической комедии «Недоросль». В ней автор гневно обличает крепостнические порядки, произвол помещиков, нравы придворной знати, уродливое воспитание, куцее образование; смело говорит о бескорыстном служении отечеству, требует законности, ограничения произвола дворянства, горячо защищает просвещение и человечность.

В центре внимания писателя — быт помещичьей усадьбы и нравы её обитателей. Докажите, что «Недоросль» классицистская комедия. В чём Фонвизин выходит за рамки классицизма?

Какой эпизод изображён на этом кадре? Назовите персонажей комедии, участвующих в данной сцене.

Главное действующее лицо — госпожа Простакова. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь‚ то дерусь; тем и дом держится…». Найдите в комедии подтверждение этой «самохарактеристики».

Против «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно» и поднял голос Фонвизин.

Своё невежество и безграмотность Простакова возводит в достоинство. «…Я, благодаря Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, a читать их всегда велю другому… Это-таки и наука-то не дворянская». Как Простакова относится к обучению сына? Почему она вынуждена его учить? Как меняется её лексикон в зависимости от того, с кем она разговаривает?

А вот и Митрофанушка — маменькин сынок. Третий год учит он арифметику, но не сосчитает и до трех. Тупо и бессмысленно повторяет за своим учителем Кутейкиным: «Аз есмь скот… а не человек… поношение человеков».
Каковы учителя Митрофана? Кто они такие?
Каковы же результаты такого обучения?
Что за сцена изображена в кадре? Как выразилась в образе Еремеевны антикрепостническая направленность комедии?

Митрофан труслив — но жесток, глуп — но хитёр и умеет приспособиться к обстоятельствам. Охарактеризуйте его отношение к окружающим; к матери в 1, 3 и 5 действиях. Что за сцена изображена в кадре?

Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Его имя стало нарицательным. Если вы встретите великовозрастного балбеса, который сидит на шее родителей и не хочет ни учиться, ни работать, вы сразу же скажете: «Митрофан, недоросль».

Мало чем отличается от своих родственников Тарас Скотинин. Разве только тем, что мастерски собирает оброк. — «…Всякий убыток… сдеру с своих же крестьян…» — хвастает он. Какие родственные черты можно отметить у Простаковых и Скотинина? Каковы интересы Скотинина? Свирепый крепостник, он не признаёт никаких доводов‚ кроме грубой физической силы. В своей необузданности он и племяннику хочет показать силу кулаков. Чем вызван гнев Скотинина? Как он действует, защищая свои интересы?

Созданием таких правдивых, жизненно убедительных образов Фонвизин показал, до какого нравственного падения могут дойти жестокие и невежественные люди, обладающие неограниченной властью. «Вот злонравия достойные плоды!» – с горечью замечает писатель. Что за сцена изображена в кадре? Назовите имена персонажей.

Но Фонвизин не только рисует убийственную действительность. Он предлагает средства борьбы со злом. Какой персонаж комедии является носителем этой идеи? В чьи уста вложил Фонвизин свои самые заветные мысли о служении отечеству, о нравственном воспитании, о гуманном отношении к человеку? Насколько живы и достоверны характеры отрицательных персонажей, настолько отвлечённы и схематичны положительные герои. Чем это можно объяснить?

Современники драматурга высоко ценили комедию за смелость и остроту высказываний. В настоящее время многие мысли утратили первоначальное звучание, многие имеют чисто историческое значение, но некоторые не потеряли своей злободневности и до сих пор. Какие именно?

Второе столетие не сходит со сцены комедия «Недоросль». Лучшие русские актёры c успехом воссоздавали фонвизинские образы. «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально плодотворная линия русской литературы — линия обличительно-реалистическая… По пути, проложенному Фонвизиным пойдут… Крылов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Щедрин, Лермонтов, Писемский, Слепцов, Г. Успенский — до Чехова, так же последовательно и всё с большим приближением к действительности». М. Горький.

Слайды диафильма представлены в альбоме:


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *